http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/3/31/Viktor_maslov.jpg

14(27).4.1910, Москва — 11.5.1977, там же.
Полузащитник, тренер.
Заслуженный тренер СССР (1960).
Главный тренер «Торпедо» (Москва) — 1942-45 (по август), 1946-48 (по июль), 1952-53 (по август), 1957-61, 1971-73 (по август),
«Торпедо» (Горький) — 1949-51,
СКА (Ростов на Дону) — 1962-63,
«Динамо» (Киев) — 1964-70 (по сентябрь),
«Арарата» (Ереван) — 1975.
Старший тренер ФШМ (Москва) — 1954-56 (по октябрь).
Под руководством Маслова «Торпедо» (Москва) в 1960 и «Динамо» (Киев) в 1966 сделали «дубль», став чемпионом и обладателем Кубка страны. «Динамо» (К) в 1967 и 1968 было чемпионом СССР, в 1965 и 1969 — 2-м призером чемпионатов, в 1964 — обладателем Кубка СССР. «Торпедо» (М) в 1952 и 1972 стало обладателем Кубка СССР; в 1958 и 1961 — финалистом Кубка, в 1957 и 1961 — 2-м призером чемпионатов, в 1945 и 1953 — 3-м призером; «Арарат» в 1975 был обладателем Кубка СССР.

За сухими строчками «досье» — личность совершенно незаурядная, одна из самых ярких и колоритных фигур в истории нашего футбола. По-мужицки кряжистый, с большим животом, крупным, словно наспех вырубленным топором лицом, и черными кустистыми бровями, Виктор Александрович Маслов вошел в наш футбольный фольклор под красноречивым прозвищем «Дед». Красноречивым потому, что по возрасту он никак не годился в деды своим игрокам. Прозвище это отражало те человеческие и профессиональные качества, за которые он пользовался огромной любовью и непререкаемым авторитетом у них.

Расцвет его тренерского таланта пришелся на десятилетие шестидесятых годов, десятилетие, в которое он создал два блестящих ансамбля, таких же блестящих, как в свое время аркадьевская «команда лейтенантов». Но не только чемпионскими званиями и кубками, завоеванными его командами, измеряется мастерство тренера Маслова. Два главных памятника ему в нашем футболе — игра с четырьмя полузащитниками и зонная защита.

Когда в 1966 году сэр Альф Рамсей, впервые применив систему 4-4-2, привел сборную Англии к победе на чемпионате мира, он, вероятно, даже не знал, что как минимум за год до него эту расстановку стало применять киевское «Динамо». До этого система игры с двумя полузащитниками считалась хрестоматийной и незыблемой — ведь так играли «сами» бразильцы! Но Маслов, придя в «Динамо», сразу задумал оттянуть двух крайних нападающих в полузащиту, нажив себе на этом немало противников. «Атаке нужны крылья» — доказывали они, имея в виду крайних форвардов. — «Не крайние форварды, а игра на флангах!» — гремел он с присущей ему горячностью и эмоциональностью. Ставшая чемпионом мира сборная Англии, окончательно убедила его в своих воззрениях.

«Упрямое и последовательное отстаивание зонной обороны, с моей точки зрения, — его заметная заслуга перед нашим футболом, пока еще до конца не осознанная. Издавна ведется, что вульгарно трактуемая персональная опека соблазняет тренеров, и на поле возникает танцевальный зал, где под заезженную пластинку пары исполняют один и тот же танец… Беда не в уязвимости «персоналки» (если форварды средние, «схватить» их не так уж и трудно). Опасность в том, что команда, танцующая попарно, повторяющая чужие движения, сама того не желая, перестает играть и всецело увлечена тем, чтобы не дать играть другой команде. «Личная ответственность» игроков в данном варианте ведет к обезличиванию команды и игры. Все это и имел в виду Маслов, вводя зонную оборону в киевском «Динамо», а потом и в «Торпедо».

Лишь в пятидесятилетнем возрасте, когда в 1960 году ведомое им «Торпедо» стало чемпионом страны и выиграло кубок СССР, Маслов стал знаменитым. Через год торпедовцы заняли в чемпионате второе место и проиграли в финале кубка. И тренер был уволен. Причем, как говорят, «с особой циничностью» — до сих пор в кругу футбольных журналистов жива эта байка про его тогдашнее увольнение, будто бы приказ о нем Маслов получил из рук уборщицы. После этого был здорово игравший под его руководством и занявший в 1963 году 4-е место ростовский СКА и, наконец, венец его творчества — киевское «Динамо». Помню любопытный эпизод из своего детства. В те годы я как раз «заболевал» футболом и киевляне казались мне командой идеальной, парящей где-то высоко, на недосягаемой высоте. Мы жили в то лето в Сестрорецке, курортном городке под Ленинградом, в котором когда-то родился великий Всеволод Бобров. Отец работал в Ленинграде и каждый вечер приезжал к нам с мамой на электричке. Я ездил на велосипеде на станцию его встречать. По дороге домой мы обменивались новостями. И вот еду я рядом с ним и вдруг он, в числе прочих новостей, сообщает: «Киевляне сегодня проиграли». От неожиданности я даже перестал крутить педали. «Как, они же никогда не проигрывают!?» — в моем представлении киевское «Динамо» проиграть просто не могло, это было невероятно и не укладывалось в моей голове. — Папа улыбнулся: «Не бывает команд, которые не проигрывают». Я помолчал, переваривая эту «сенсацию», потом тихо произнес:»Я думал бывает. Киевское «Динамо». Мое детское представление довольно адекватно отражало действительность, несколько обобщая ее. За три своих чемпионских года, с 1966-го по 1968-й «Динамо» в 110 матчах потерпело лишь 8 поражений.

У «деда» была редкая сочетаемость человеческой доброты и профессиональной «крутости». Его приход в Киев ознаменовался кадровой революцией, повергшей в шок и болельщиков и специалистов. Из команды была отчислена целая группа игроков, без которых трудно было ее представить: Ю. Войнов, В. Каневский, В. Лобановский, О. Базилевич… Причем, если у большинства отчисленных все-таки уже был критический по футбольным меркам возраст, то о причинах расставания с двумя последними — любимцами киевской публики — эта самая публика просто недоумевала. Одному было 26, другому — 27. Объяснение же было на самом деле довольно простое. Маслов решил перестраивать игру команды, расширить диапазон действий каждого игрока. Поэтому, основной упор делался им на физической подготовке. Лобановский же «физику» откровенно не любил, предпочитал на тренировках работать с мячом и перестройку встретил без всякого энтузиазма… Интересно, что когда через много лет у тренера Лобановского спросили, как бы он поступил на месте тренера в том конфликте с игроком Лобановским, Валерий Васильевич сказал: «Точно так же, как Дед — расстался бы с Лобановским»…